- Аристофан
- (лат. Aristophanes).1. А. (род. ок. 445 до н. э., ум. ок. 386 в Афинах), греч. поэт, выдающийся представитель др.-греч. комедии. В отличие от новой греч. комедии эллинистич. эпохи комедии А., полные юмора и сатиры, поднимали политич., социальные, педагогич. и лит. проблемы своего времени. Исходя из гражданских идеалов греч. полиса, А. выражал в своем творчестве чаяния афинского консервативного крестьянства, неизменно выступал поклонником государств, порядка времен расцвета афинской демократии, против ее извращений. В разгар Пелопоннесской войны А. как решительный защитник аттич. сельского населения ратовал за прекращение кровопролития и заключение мира. Поздние пьесы А. примыкают к ср. — греч. комедии, характеризующейся ослаблением политич. остроты содержания. Из более сорока известных комедий А. до наших дней полностью сохранились одиннадцать. Поставл. впервые в 425 «Ахарняне» воспевают мирную жизнь деревни на примере крестьянина Дикеополиса, заключившего со спартанцами сепаратный мир. Во «Всадниках» (424) разоблачается воинствующая демагогия Клеона и выражается требование восстановить мир. Комедия «Облака» (423) направлена против софистич. методов воспитания, воплощ. в философии Сократа. Пьеса «Осы» (422), названная так, потому что хор судей выступает в костюмах ос, высмеивает страсть афинян к сутяжничеству. Целью поставл. впервые в 421 комедии «Мир» являлось побуждение Афин к скорейшему заключению мира. В написанной после заключения Никиева мира со Спартой комедии «Птицы» (414) А. повествует о птичьем государстве, соединяя комедию и социальную утопию. Вновь вспыхнувшая война побудила А. написать в 411 пьесу «Лисистрата», рассказывающую о выступлении женщин двух противоборствующих сторон с целью принудить мужей к заключению мира. Едкую художеств, сатиру представляет комедия «Женщины на празднике Фесмофорий» (411), направл. против Еврипида и Агафона. Борьбе с новациями Еврипида посвящена также пьеса «Лягушки» (405), явившаяся самым ярким сценич. успехом А. Против взглядов Еврипида о месте женщины в обществе направлена написанная в 392 комедия «Женщины в народном собрании». Комедия «Плутос» (388) требует справедливого распределения благ. Творчество А. отличало высокое чувство личной ответственности за решение политич. и воспитательно-нравств. проблем своего времени, а также яркий выразительный язык, искрометный юмор, богатая фантазия и применение различных сценич. эффектов (например, яркие костюмы сопровождающих комедии хоров). «Пир» Платона явился своего рода поэтич. эпитафией поэту. Творчество А., в античные времена трактовавшееся противоречиво и неоднозначно, с эпохи Возрождения оценивалось очень высоко. Обработкой комедий А. занимались Ганс Сакс и Ронсар, мотивы пьес А. использовали Расин, Гёте и Платен.2. А. Византийский (ок. 257 — 180 до н. э.), греч. филолог, глава Александрийской библиотеки. А. принадлежат лит. — критич. произведения о классич. авторах Гомере, Гесиоде, лириках, трагиках и т. д. с предисловиями и сравнительным анализом. А. явился основателем научной лексикографии. Из произведений А. сохранились отдельные фрагменты.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.